Святой бизнес»

«Святой бизнес». Что изготавливают и продают в монастырях

Свято-Иверский женский монастырь в Ростове-на-Дону.

Что, помимо молитв, делают сёстры в обителях, узнал АиФ.ru.

Когда русские монастыри только появились, монахи и послушники занимались в них лишь «домашним ремеслом», позволяющим обеспечить себя всей необходимой одеждой, обувью и предметами быта. Вещи они производили намеренно с избытком, чтобы продавать или обменивать остатки на продукты. На рубеже XVIII-XIX веков ситуация в корне изменилась. Братия перестала надеяться на волю случая и нестабильных покупателей и стала выполнять работы на заказ. Шила облачения для священников и диаконов, писала иконы, мастерила покровы на предметы интерьера, военные мундиры и знамёна. В XXI веке монастыри шагнули ещё дальше. Многие из них стали держать собственные магазины и ларьки с «церковной продукцией».

Каждый день по Канавке проходит Сама Царица Небесная, избравшая Дивеево в Свой четвёртый земной Удел.

Насельник Данилова монастыря иеромонах Михей рассказал, что монастырское производство очень зависит от местоположения обители. Так, например, в Валаамском монастыре, что располагается на берегу Ладожского озера, выращивают рыбу, в том числе форель. Свежую и замороженную, её продают многочисленным паломникам и туристам. Однако, несмотря на хороший спрос среди населения, все товары, которые изготавливают в скитах, идут сначала на нужды братии, а только потом — на продажу.

«Конечно, первостепенная задача монастырей — это чтение молитв за мир, за Отечество, за свою душу. Но даже в Святом Писании сказано: „Молитесь и трудитесь“. Поэтому каждая братия в обязательном порядке занимается ещё и хозяйственной деятельностью: одна собирает грибы, заготавливает ягоды, другая ловит, сушит и вялит рыбу, третья делает различную деревянную мебель, четвёртая создаёт пасеки и собирает мёд для сбитней и медовухи. Есть и те, кто разводит овец, а из их шерсти вяжет шапки, варежки да шарфы.

В больших монастырях существуют собственные земляные наделы, где сеют кукурузу, овёс и пшеницу. Последнюю перемалывают в муку, из которой потом делают вкусную выпечку. У нас в Даниловом монастыре есть замечательная пекарня, готовящая сладкие пирожки, печенье, пряники и бездрожжевой хлеб. А в ските Сергия Радонежского делают отличные сыры, йогурты и даже мороженое. Там же выращивают овощи, фрукты и виноград, который превращают в вино для причастия», — рассказал иеромонах Михей.

Храм Сошествия Святого Духа Зачатьевского женского монастыря, который был освящен Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Но самое необычное, по его словам, занятие у сестёр из Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря в Коломне. Они разводят среднеазиатских овчарок, иначе — алабаев. Монахини вместе с матушкой игуменьей Ксенией выращивают собак элитной породы, которые не только охраняют обитель, но и участвуют в выставках. Из желающих приобрести у них щенков выстраиваются очереди. А ещё на территории монастыря обитает верблюд.

При обителях частенько живут коровы, куры и лошади, а кто-то даже страусов держит.

«Сейчас люди доверяют монастырям так же, как в Советском Союзе — „знаку качества“. Они знают, что пищевой продукт, купленный в обители, будет обязательно хорошим и экологически чистым: безо всякой химии и гербицидов. К тому же он будет приготовлен с молитвой и окроплён святой водичкой. А деньги, вырученные с его продажи, обязательно пойдут на благое дело: на нужды воскресной школы, центра духовного развития молодёжи, тюрем, больниц и онкоцентров.

Иногда монастырские изделия покупают и крупные предприятия. Так, например, компания „Вимм-Билль-Данн“ приобретала товар у Сретенского монастыря», — заключил насельник Данилова монастыря.

Пастух-мужчина. Как живёт женский монастырь в Ростове-на-Дону

Свято-Иверский монастырь остаётся единственным женским монастырём в Ростовской области. Находится обитель в Ростове-на-Дону, и путь к ней покажет всякий житель Северного жилого массива или Каменки. Это ярчайшая достопримечательность города-миллионника.

Монахини только что собрали урожай айвы.

Вход свободный, и в церковные праздники здесь многолюдно. Посещают место как паломники, так и все желающие. Кто впервые попадает на территорию общины, тот обращает внимание не только на величественный златоглавый Свято-Троицкий храм, но и на ухоженные клумбы из многолетних цветов, аллеи, вдоль которых растут декоративные хвойные и лиственные деревья. Можно подумать, что вы зашли в ботанический сад, а некоторые туристы сравнивают место с Черноморским побережьем Кавказа. Вся эта рукотворная природная красота есть результат трудов послушниц.

«Есть ошибочное мнение, что наши обитатели выполняют чуть ли не каторжный труд, но это, конечно, не так, послушание даётся по силе каждой сестре, у нас сочетается и физический труд, и молитвенный», — говорит настоятельница Свято-Иверского монастыря игумения Рахиль (Ковалёва).

Жизнь 35 монахинь устроена особым уставом, а день расписан по минутам. На 30 гектарах земли есть виноградники, огороды, скотный двор с сеновалом, на котором содержат коров и домашнюю птицу. В келейном корпусе, куда вход туристам запрещён, действует швейная мастерская: сёстры сами себя обшивают.

Скотный двор Свято-Иверского женского монастыря в Ростове-на-Дону.

Весь день жителей монастыря проходит в неустанных трудах. Ранним утром просфорницы ставят тесто для выпечки просфор, коровницы идут управлять в коровник, трапезницы готовят пищу, огородницы возделывают землю, занимаются на клумбах благоустройством и украшением территории. Поработав, сёстры поют на клиросе, завораживая гостей своим распевным голосом. Каждая послушница за что-то отвечает.

Инокиня Вивея говорит: «Я встаю в полпятого утра, иду на скотный двор, дою коров, кормлю животных и ухаживаю за ними, сено нам привозят, мы его складываем, заготавливаем на зиму».

«Богослужебный литургический хлеб — просфоры — печём до позднего вечера, а когда Пасха, то нужно испечь три тысячи просфорий. Когда приступаем к работе, то важно душевное настроение, тогда и хлеб получается вкусным», — уверена инокиня Нифонта.

Испокон веков в монастырях выращивали свой виноград, из которого делали вино, в дальнейшем используя его на причастии. Вот и в Свято-Иверском монастыре есть виноградарь: инокиня Ираклия.

«Недавно занимаюсь виноградарством, мы выращиваем поздние сорта, хочу посадить ранние виды, когда виноград сажаю или собираю, то совершаю это действо с молитвой», — говорит она.

Виноград выращивают в монастыре традиционно с дореволюционных времён.

В момент моего посещения монастыря несколько его обитательниц трудились на виду у прихожан: убирали плоды с айвового дерева. Желающих угощали дарами природы. Ветки деревьев под тяжестью жёлтых плодов так накренились к земле, что их поддерживали палки-рогатки. С одного дерева монахини собрали тележку плодов. В дореволюционное время тут рос богатейший фруктовый сад, вот и спустя десятки лет деревья дают богатый урожай.

«Труд служит воспитательным средством, но никогда не ставится на первое место. Труд ничего не принесёт, если он не будет одушевлён молитвой», — резюмировала настоятельница монастыря игумения Рахиль.

В промежутках между трудом и молитвой монахинь туристу может сопутствовать удача: он может сфотографироваться с монашкой во дворе и даже поговорить с ней. Но шансов на диалог больше у гостей женского пола, с мужчинами монахини стараются не разговаривать.

На скотном дворе содержат коров и кур.

Жизнь современного монастыря — это не уединённое поселение, отдельное от общества, как происходило несколько веков назад. Сейчас монахини живут рядом с обыкновенными людьми. А иначе и не получится, ведь всю тяжёлую и инженерную работу по содержанию монастырских построек и инфраструктуры выполняют наёмные рабочие, мужчины. В Свято-Иверском женском монастыре в том числе пастухом коров трудится мужчина.

История

История Свято-Иверского женского монастыря города Ростова-на-Дону началась в 1903 году. Спустя 26 лет, в 1929 году, обитель закрыли: главки храма и колокольню разобрали, а в здании поместили клуб свиноводческого совхоза. В монашеские кельи сначала поселили детский дом, а потом здесь расположили мастерские и склады.

Спустя более 60 лет, в 1991 году, на этом же месте вновь открыли обитель. Паломников привлекает сюда как само церковное место, так и святой источник воды. Заботами сестёр он восстановлен и приведён в порядок, доступ к нему свободен. Температура воды постоянна: 12 градусов. Сейчас на территории монастыря строится часовня.

Можно быть уверенным, что летом 2018 года, в период проведения чемпионата мира по футболу, сюда потянутся иностранные туристы, чтобы увидеть историческое наследие Ростова-на-Дону и Юга России.

Миссия — красота. Современное подворье Волгоградского монастыря

Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

В 1865 году протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским неподалёку от г. Царицына, в посаде Дубовка, был основан Свято-Вознесенский женский монастырь. Сегодня здесь проживают 28 сестёр. Основное послушание здесь, конечно же, как и в большинстве монастырей, — молитва, богослужение — но есть и другие обязанности. Так, монахини, помимо большого собственного огорода, где выращивают для своих нужд овощи, фрукты и ягоды, имеют небольшой молочный цех, трудятся в швейной, вышивальной и иконописной мастерских, пекут хлеб, собирают и сушат травы и многое другое.

В 2013 году при монастыре стали отшивать изделия в русском стиле. Сегодня здесь производится уникальная женская и мужская одежда по старинным русским лекалам.

В монастыре функционирует швейная мастерская.

«Началось всё с обычного, простого платья. Оно сделано по старинному русскому крою, с ластовицами по бокам, — рассказывает монахиня Феофания. — В Звенигороде также при монастыре находится магазин со старинной русской одеждой, и нас попросили сшить подобное. Теперь у нас есть другие модели. Мы стали работать над смешением стилей, — монахиня показывает десятки моделей всевозможных платьев, юбок, жакетов и блузок, которые поражают не только своей простотой, но и модным шиком. — Мы прислушиваемся к людям, что им нравится. Каждую вещь отшиваем вручную. Наша миссионерская деятельность в этом и заключается, что мы такими нарядами, этой одеждой, людям показываем, какая должна быть красота внешняя, являющаяся отображением внутренней».

В мастерской послушание несёт монахиня Феофания.

В Волгограде есть небольшой магазинчик Свято-Вознесенского женского монастыря, где можно примерить и приобрести одежду, изготовленную в стенах обители. И он пользуется популярностью. Особенно, говорят, эти женственные платья ценят мужчины. Они буквально затаскивают в отдел русских платьев своих жён и не скупятся на приобретение обновок.

«Люди уже наелись джинсов. Душа же откликается на настоящую, женственную красоту, — говорит монахиня Феофания. — Женщины сами начинают себе нравиться, как только примеряют нашу одежду. Это какое-то волшебное преображение. Им хочется соответствовать этой одежде, меняется внутреннее состояние, женщина как-то становится добрее, а её движения — грациознее и плавнее. Нам самим нравится то, что мы делаем. Это у нас идёт от сердца: желание любви, добра. Пробуждение этих чувств в людях — наша миссия».

Блузки, юбки, платья из монастырской мастерской пользуются популярностью.

Из сестёр монахиня Феофания одна несёт послушание в мастерской, руководит наёмными работниками, — швеями и закройщиками — которые приезжают в монастырь из Волгограда и соседних городов.

«Мы не думали, что у нас вообще это пойдёт и будет пользоваться популярностью. Даже из Норвегии приезжали, Италии, Испании, и приговаривали: вот если бы и у нас такое было!» — признаются сёстры в монастыре.

Чтобы создавать такие потрясающие вещи, монахини изучают не только историю русского костюма, но и современные тенденции в мире моды.

Все вырученные средства от продажи одежды монахини тратят на восстановление обители. 9 ноября 2016 года монастырь постигло несчастье: ​полностью выгорело здание корпуса, в котором размещалась трапезная и жили трудники, а также паломники. Поэтому принимать большое количество паломников монастырь пока не может. Хотя желающих, в том числе и из других городов России, множество.

Во славу Божию. В Челябинском монастыре варят лечебное мыло и пишут иконы

Одигитриевский женский монастырь ведёт свою историю с XIX века. Становление обители произошло в 1862 году, когда указом императора общину возвели в ранг монастыря, правда, с припиской «безо всякого пособия от казны». Сёстры жили своими трудами, с благодарностью принимали пожертвования благотворителей.

Монастырь возродился спустя век.

Монахини писали иконы для уральских церквей, трудились в белошвейной и золотошвейной мастерских, вели большое хозяйство, а также открыли приют для девочек и церковно-приходскую школу. Монастырское хозяйство окрепло. К 1915 году здесь проживало уже 360 насельниц.

Однако спустя 5 лет советская власть решила закрыть монастырь. Спустя несколько лет на его месте выросла гостиница, работающая до сих пор, а сёстры были отправлены в концлагеря и тюрьмы.

До нашего времени сохранился лишь сад монастыря: так называемая «Плодушка». Известно, что в стародавние времена сёстры выращивали на этих землях удивительные урожаи несвойственных уральским землям овощей и фруктов.

Источники говорят, сто лет назад в монастыре было 14 мастерских.

Спустя столетие по благословению архиерея была вновь создана монашеская община. В октябре 2015 года она преобразована в монастырь.

Возрождение старинных ремёсел

С первых дней восстановления обители сёстры вернулись к монастырским мастерским. Игумения Евсевия в течение нескольких лет проходила стажировку в иконописной школе в Троице-Сергиевой лавре. «Иконы пишутся по канонам, характерным для школы преподобного Андрея Рублёва, — рассказывает матушка. — Большая работа идёт сначала с деревом. Древесина многократно просушивается. Краски изготавливают из натуральных материалов. Сёстры учатся рисовать по прорисям, контурным рисункам, которые доставляются в обитель».

Икона написана силами сестер обители.

Иконопись требует трудолюбия, времени, тишины. Каждый элемент здесь имеет смысл, помогает настроиться на молитву. Матушка показывает сусальное золото, которым покрывают иконы. И говорит, что на изготовление одной иконы уходит 2-3 недели при условии, что художник трудится, не останавливаясь.

Настоящей тайной покрыто изготовление монастырского хлеба. Послушница Галина замешивает тесто и рассказывает, что процесс этот долгий. Зато получившаяся выпечка несравнима с ненатуральными магазинными продуктами. Сёстры добавляют отруби, злаки, семечки, орехи, замешивают бездрожжевое тесто, которое доходит 4 часа. После того как буханка монастырского хлеба приготовится в хлебопечке, она ещё сутки доходит. Сёстры говорят, что при желании можно добавлять в тесто и сухофрукты, тогда оно будет сладким. По словам насельниц, такой хлеб будет храниться неделями.

Послушница Галина готовит тесто для хлеба.

В монастырских мастерских сёстры нашли себе занятия по душе. Из яблок и груш, выросших на «Плодушке», они делают натуральный полезный уксус. Таким здорово поливать овощные салаты.

Сестры пригрели в обители бездомных кошек.

Мыловарение стало одним из любимых дел сестёр в свободное от молитв время. За те полтора года, что они увлеклись этим занятием, в обители появились разнообразные формы, компоненты, красители. Мать Мария показывает процесс изготовления от расплавки компонентов до получения готового изделия. Полезные, с разнообразными ароматами, тематические (под каждый церковный праздник) мыльца дарятся благодетелям монастыря и продаются в церковной лавке.

Мать Мария занята изготовлением мыла с медовыми добавками.

Даже дизайн этикетки разработали сами сёстры монастыря. Есть мыло медовое, есть зелёное, под яшму или змеевик, натуральные уральские камни. Детское — в виде фигур животных. Несколько видов шикарных цветов: роз, пионов, ромашек. Добавки — аптечная глина, аромамасла, мёд. В церковной лавке приобрести такой сувенир можно за сто рублей.

Такое красивое мыло производят сестры монастыря.

Пока обитель не возродила все те 14 мастерских, что были в монастыре сто лет назад. Но в планах сестёр заняться и другим трудом.

Игумения Евсевия показывает растения, которые взращивают сестры обители.

Хлеб Марие-Магдалинского монастыря. Хозяйственный уголок Юга России

На окраине небольшой кубанской станицы Роговской расположен Марие-Магдалинский женский монастырь, который смело можно назвать одним из самых хозяйственных в южной части России. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто его увидеть. Даже снаружи через каменную ограду хорошо проглядывается сад с несколькими сотнями плодовых деревьев: от яблонь до персиков. Заходя в ворота, сразу понимаешь, что одними фруктами дело не ограничивается. Рядом с кельями и православным храмом стоят несколько тракторов, прицепы и другая сельскохозяйственная техника: как во дворе у хорошего фермера.

Через каменную ограду Марие-Магдалинского женского монастыря хорошо виден сад с несколькими сотнями плодовых деревьев.

Пользоваться дарами плодородной земли Кубани сам бог велел, но всё же с таким размахом это делают только здесь. На территории Марие-Магдалинского женского монастыря есть большой огород с несколькими теплицами, а за стенами в его распоряжении ещё триста гектаров пашен, на которых монахини выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры. Помимо этого, они содержат сельскохозяйственных животных и занимаются собственно переработкой. Для 24 сестёр это очень солидная нагрузка даже с учётом помощи других людей. Возникает резонный вопрос: как и для чего они этим занялись? Все ответы даёт экскурс в историю обители.

Сушка Марие-Магдалинского женского монастыря.

Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины был учреждён в середине XIX века и занимал видное место в жизни Кубанского края, являясь одновременно духовным, культурным и экономическим центром. В нём насчитывалось полтысячи монахинь, и на старой гравюре видно, что он напоминал целый городок со своей инфраструктурой. После революции обитель начала приходить в упадок и впоследствии была разрушена, но в девяностых годах началось её возрождение. Тогда и встал вопрос о том, где брать деньги на жизнь и строительство. Рассматривался вариант организации собственного производства по пошиву церковных облачений, идеально подходящий для женского коллектива. Но от него отказались из-за конкуренции и необходимости покупки дорогих вышивальных машин. Монахиням пришлось пойти более тернистым путём и заняться сельским хозяйством.

С кельями и монастырским храмом соседствуют теплицы и сельскохозяйственная техника.

«Это направление оказалось для нас очень тяжёлым, но всё-таки мы не ошиблись в выборе, — говорит настоятельница монастыря игуменья Тавифа. — И дело не только в том, что своё хозяйство позволяет нам существовать и развиваться. Мы выращиваем продукцию с душой, ничем особо не обрабатываем, и поэтому она очень востребована. Посетители православных выставок, в которых мы участвуем, всегда её ждут и с удовольствием берут. Слава Богу, мы счастливые люди».

Работы монахинь Марие-Магдалинской обители.

Сложно даже перечислить весь ассортимент сельскохозяйственной продукции, производимой сёстрами монастыря для себя и на продажу. Это сухофрукты, консервы, мёд, подсолнечное масло, яйца, сало, тушёнка, сыр, творог, чаи, сборы лекарственных трав и даже мази с кремами из натуральных ингредиентов. Кроме того, монахини серьёзно поднаторели в искусствах и ремёслах, что тоже во многом было обусловлено жизненной необходимостью. В начале двухтысячных годов пришло время для создания иконостаса во вновь возводимом Покровском храме монастыря, но проблема заключалась в том, что это очень дорогое удовольствие.

Продукция Марие-Магдалинского женского монастыря.

«Мы не располагали такими средствами, и поэтому было решено делать всё своими силами, — рассказывает одна из насельниц монастыря. — Для этого две сестры отправились в художественную школу в Краснодаре и вместе с детками учились резьбе по дереву. В итоге они хорошо освоили это искусство и за несколько лет потихоньку вырезали иконостас. По тем же причинам несколько наших сестёр научились писать иконы».

Монахини специально учились резьбе по дереву в художественной школе, чтобы сделать иконостас для Покровского храма монастыря.

Хотя дело не только в том, что все эти навыки понадобились в хозяйстве. Многие сёстры рисуют, лепят из глины, вяжут, вышивают и занимаются другими видами искусства просто для души и отдохновения. Настоятельница всё это поощряет и даже специально приглашает разных специалистов, которые передают монахиням свои знания. Правда, много свободного времени для творчества у живущих здесь женщин практически никогда не бывает. Почти круглый год у них хватает работы из-за необходимости трудиться на земле и того, что Марие-Магдалинский женский монастырь всё ещё находится в стадии строительства.

Монахини поднаторели даже в ландшафтном дизайне.

В стиле XIV века. Как работает петербургская мастерская древнерусского шитья

В Петербурге при Константино-Еленинском женском монастыре работает мастерская древнерусского шитья «Покров». Мастерицы вышивают святые образы и орнаменты на плащаницах, хоругвях, церковном облачении.

«Мы работаем в стиле XIV-XVI веков, — говорит Вера Казарина, руководительница мастерской, член Союза художников. — Я начала заниматься древнерусским шитьём в девяностые годы, когда живых носителей этого искусства уже не было. Оно погибло во время революции из-за гонений на церковь. Возрождали технологию по древним работам. Спасибо новгородским реставраторам, которые передали съёмки старинных вышивок под микроскопом. Это позволило рассмотреть стежки и восстановить техники».

Так выглядит изготовленное мастерицами церковное облачение.

Мастерская «Покров» существует с 1990 года, девять лет назад под своё крыло её взял монастырь, он же стал главным заказчиком. Появилась возможность создавать масштабные проекты: в частности, плащаницы. Так, в 2015 году мастерская завершила работу над плащаницей Божьей матери размерами 1,80 м на 1,20 м.

Вышитая плащаница.

«Мы использовали новую иконографию, аналогов у этой плащаницы нет, — говорит Вера Казарина. — Замыслила её Марина Теплова, иконописец Святогорского монастыря в Пушгорах. За основу взята византийская плащаница Спасителя. Мы изобразили успение Божьей матери в окружении ангелов, серафимов и херувимов. По краям — большие надписи в жемчуге».

Мастерицы за работой.

Много работ было выполнено для Линтульского Свято-Троицкого собора: «одежда» на престол и жертвенник, хоругви (знамёна с Божьей матерью и Спасителем). А два церковных облачения, созданных по заказу монастыря, теперь можно увидеть в Музее истории религий, который выкупил их для своей экспозиции.

Соборное дело

Работа над плащаницей — соборное дело. Вначале создаётся проект: вместе с настоятельницей монастыря выбирают образы, иконографию, надписи. Затем иконописец выполняет эскиз: он называется «прорись».

Работы выполняются ювелирные.

«Сверху прорись переносится на миколент: тканый материал, похожий на кальку. Мы его натягиваем на пяльцы вместе с тканью и начинаем вышивать, — рассказывает Вера Казарина. — Сначала — контуры древнерусским швом в раскол: шёлковая нить, когда её вынимают с изнанки, „раскалывает“ предыдущий стежок, надо попасть в него, ювелирная работа! Самое трудное — это лики, их вышивают в первую очередь, а потом уже всё остальное по цвету. Работа может занять несколько лет».

Несмотря на богатство современной палитры, нитки часто красят по старинной технологии. Так, чтобы добиться телесного цвета, их проваривают в отваре ольховых шишек. Для огненных крыльев серафимов используют отвар марены: получается цвет, похожий на морковный.

Это хоругви — знамена с Божьей матерью.

Нимбы всегда вышивают золотым: не зря мастериц называют золотошвейками. В древности для этого использовали тончайшую золотую проволоку. Именно поэтому старинных произведений сохранилось мало: древние работы часто уничтожали ради драгоценного металла, нитки переплавляли. Сначала этим грешили татаро-монгольские захватчики, затем — большевики. Современные золотошвейки используют шёлковые или льняные нитки, на которые навиваются металлизированные составы: серебро, золото, латунь.

«Найти золотые нитки очень сложно. Раньше мы закупали их у одной российской фабрики, как-то сделали анализ — оказалось, что там золота нет совсем, даже ионов. Стали покупать во Франции, это очень дорого. Иногда пользуемся турецкими и китайскими: это люрекс, не настоящая золотая нитка. Стараемся хотя бы по цвету подбирать», — рассказывает руководитель мастерской.

Из тканей используют в основном бархат и шёлк, атлас. Работы украшают золотыми шнурами и жемчугом. Но настоящее богатство заключено в стежках.

Вышитые вещи действительно кажутся живыми.

«Эти вышитые вещи живые. Нитки, выложенные по форме, блестят, переливаются, производят необыкновенное впечатление. Для современного человека это чудо какое-то! Сейчас широко применяется компьютерная вышивка, но по красоте с ручной она не сравнится. Мне кажется, что храмовые святыни — плащаницы, воздухи, литургические предметы — всё-таки должны быть не бездушной машиной сделаны. Компьютер может вышить технически идеально и быстро, но не будет там теплоты человеческих рук», — считает Вера Казарина.

В мастерской трудятся больше десятка мастериц, пять из них — члены Союза художников. У всех разная квалификация, но каждой находится работа по силам. Кто-то шьёт лики, кто-то — жемчугом. Также в мастерской есть трёхгодичные курсы: освоить старинное искусство могут все желающие.

Вышивка с использованием жемчуга.

«Древнерусское шитьё — это не просто вышивка. Это богоугодное, духовное дело, — говорит Вера Казарина. — Неверующий человек вряд ли будет этим заниматься, что-то должно в душе откликнуться. Работа приносит огромную радость. Прикосновение к святым образам очищает душу, преобразует жизнь».

Монастырский чай – панацея от всех болезней?

Люди постоянно ищут панацею от различных заболеваний. Многие специалисты утверждают, что таким средством является монастырский чай, состав которого позволяет благотворно воздействовать на организм человека. Разберемся, что такое монастырский чай.

Монастырский чай состав

Потенциальных потребителей такого средства можно поделить на несколько групп:

  1. Люди, которые доверяют слухам, информации по медицинским телевизионным каналам, сайтам в сети Интернет. Они как губка впитывают рекламную информацию, и стараются не отставать от моды, желая избавиться от хронического заболевания или от лишних килограммов.
  2. Другие верят, что только на медицинских сайтах можно узнать достоверную информацию. Однако они с недоверием относятся к советам людей, которые на себе оценили преимущества определенного средства.
  3. Люди, которые доверяют только народной медицине. Они не доверяют рекламе в сети Интернет, и никогда не будут заказывать монастырский чай, состав которого им кажется сомнительным. Поэтому боятся, что незнакомый препарат может оказать негативное влияние на здоровье.
  4. К последней группе можно отнести тех людей, которые стараются не использовать лекарственные средства, так как полагают, что болезнь со временем пройдет. Им не интересны системы питания, спорт, БАДы. Они практически никогда не покупают лекарства, тем более новые препараты.

Что такое монастырский чай

Чтобы удостовериться, действительно ли помогает монастырский чай, состав необходимо тщательно изучить. Ведь мало кто поверит, что недорогое средство, с определенным травяным сбором, позволяет избавиться от различных недугов.

Чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть все чудодейственные свойства целительного напитка, о которых утверждают разработчики.

Монастырский чай для похудения

Монастырский чай для похудения

Травы для похудения

Монастырский сбор для похудения В сети Интернет можно найти множество положительных отзывов о монастырском чае.

Покупатели утверждают, что им удалось сбросить несколько килограммов.

Некоторые люди скептически относятся к утверждению, что монахи боролись с излишним весом и постились несколько дней. Но следует понимать, что под постом подразумевается не простое воздержание от пищи, но и духовное и физическое очищение. В эти дни монахи употребляли травяной напиток, чтобы легко пережить период голодания и избавиться от греховных мыслей.

Монастырский сбор для похудения состоит из различных трав, которые собирались на территории монастыря. Затем травы сушили и смешивали в строгих пропорциях. На сегодняшний день, многие люди употребляют оздоровительный напиток для снижения лишнего веса.

На просторах интернета можно найти два варианта этого целебного средства:

  1. Белорусский монастырский сбор.
  2. Чай из Свято-Елисаветинского монастыря.

Они отличаются по составу, и, следовательно, имеют разные действия. Объединяет их наличие цветков бузины, а также инструкция, в которой описывается процесс приготовления сбора, который позволяет за два месяца сбросить до 15 килограммов. При этом не нужно прилагать особых усилий. Объяснить такой эффект можно наличием 10 растений в составе сбора.

Ниже представлен список трав, из которых состоит белорусский монастырский сбор для похудения.

  • Береза. В листьях данного дерева содержатся витамины С, В, которые укрепляют иммунную систему человека. Также они обладают желчегонным, бактерицидным, противовоспалительным и мочегонным эффектом. Снижение веса происходит за счет слабительного и мочегонного действия листьев, в результате чего из организма выводятся вредные вещества и токсины. На сегодняшний день, нет научных доказательств, что березовые листья способствуют сжиганию жира.
  • Календула. С давних времен цветки этого растения использовали в народной медицине. Ведь календула обладает дезинфицирующим, заживляющим действием. Кроме того, растение способствует снижению возбудимости, успокаивает нервную систему, борется со многими вредными микробами. Благодаря большому количеству преимуществ, растение используют для изготовления различных лекарственных средств. На сегодняшний день не известно, действительно ли цветки календулы способны снизить аппетит и избавиться от лишнего веса. Однако растение входит в состав монастырского чая, в качестве общеукрепляющего и защитного средства для организма.
  • Земляника. Следует отметить, что монастырский чайный напиток обладает изысканным и ароматным вкусом. Это достигается за счет земляники. Она имеет множество преимуществ: содержит необходимые питательные вещества и витамины; укрепляет организм; обладает противовоспалительным эффектом; укрепляет стенки сосудов; нормализует работу нервной системы; помогает в борьбе с атеросклерозом. Земляника также способствует снижению излишнего веса, благодаря потогонному и мочегонному действию. Можно еще долго перечислять достоинства этого растения, однако есть один существенный недостаток: земляника является мощным аллергеном. Поэтому монастырский чай противопоказан людям, которые не переносят эту ягоду. Поэтому перед употреблением напитка, рекомендуется проконсультироваться с медиками.
  • Донник. Это растение благотворно влияет на систему кровообращения, сосуды, сердце, центрально нервную систему. Такой эффект объясняется содержанием вещества кумарина. Благодаря своему мочегонному действию, донник помогает в борьбе с лишним весом, а в сочетании с другими растениями положительно влияет на здоровье человека.
  • Крапива двудомная. Растение обладает целебными свойствами и помогает избавиться от излишнего веса, благодаря слабительному и мочегонному эффекту. Кроме того, крапива является хорошим источником питательных веществ. В ее состав входит большое количество элементов Д. И. Менделеева: витамины С, В, К, органические кислоты, бор, марганец, никель, железо, медь, клетчатка, жиры, белки. Поэтому крапиву рекомендуется употреблять во время следования строгой диеты, так как растение обеспечит организм необходимыми для жизни веществами.
  • Таволга. Вещества, входящие в состав данного растения используются для изготовления лекарственных препаратов. Таволга обладает противовоспалительным, бактерицидным, противосудорожным действием. Плюс ко всему, растение улучшает обменные процессы, что способствует успешному похудению.
  • Шиповник. В его плодах содержится большое количество антиоксидантов и витамина С. Специалисты рекомендуют употреблять шиповник для избавления от стрессов, улучшения иммунной системы, похудения. Поэтому наличие плодов шиповника в монастырском чае, свидетельствует о том, что вы приобрели подлинный чайный напиток, который позволит сбросить лишние килограммы и укрепить организм.
  • Листья смородины. Как и другие травы, входящие в состав сбора, смородина позволяет очистить организм, вывести лишнюю жидкость, однако в ней содержится большое количество необходимых витаминов, что улучшает работу иммунной системы, активизирует метаболизм, и благотворно влияет на здоровье человека. Некоторые специалисты утверждают, что листья смородины способствуют нормализации гормонального фона, однако при таких нарушениях не рекомендуется надеяться на целебные действия монастырского сбора, лучше всего обратиться к медицинскому специалисту.
  • Девясил. Как и другие растения, входящие в состав целебного чайного напитка, девясил имеет широкое применение в медицине. Его используют для изготовления препаратов для лечения различных кожных заболеваний, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта. В монастырский чай, растение было включено для усиления эффекта похудения, так как он обладает желчегонным и мочегонным действием. Также, следует отметить, что в нем содержится большое количество витамина Е, который замедляет процессы старения и улучшает обменные процессы в организме.
  • Бузина. Это растение также очищает организм. В результате чего уменьшаются лишние килограммы. перейти перейти в стол заказов Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что монастырский сбор для похудения содержит травы и растения, которые обладают небольшим слабительным и мочегонным действием, что приводит к выводу излишек воды и снижению веса. Чтобы усилить эффект, специалисты рекомендуют сочетать потребление чайного напитка с физическими упражнениями и сбалансированной системой питания. Монастырский чай не только очищает организм и помогает в борьбе с лишним весом, но и улучшает пищеварительную систему, выводит вредные микроэлементы и вещества.

Благодаря своему содержанию, напиток обеспечивает организм необходимыми витаминами и элементами, необходимыми для нормальной работы внутренних органов. Монастырский сбор продается с инструкцией, из которой можно узнать, что средство помогает улучшить работу печени, сердца, благотворно влияет на сосуды, слизистую желудку, снижает артериальное давление.

Монастырский чай от диабета

Монастырский чай от диабета

Травы от диабета

На одном из крупных и известных сайтов, медицинский эксперт, который не рекомендует пользоваться средствами современной медицины, а отдавать предпочтение только народным средствам, сообщает, что диабет в любой момент можно победить. Но люди должны знать, что это возможно, только в том случае, если заболевание второго типа. Если же, у пациента 1 тип диабета, то монастырский чай не только не поможет, но и навредит здоровью пациента.

Следует понимать, что диабет является одним из самых серьезных и сложных заболеваний современности, поэтому его лечение происходит комплексно. А здесь, псевдо специалист сообщает, что достаточно пропить три недели монастырский чай от диабета и все проблемы будут решены. Увы, такого чуда не произойдет.

Еще до конца не выяснили все причины возникновения данного заболевания. Поэтому полностью избавиться отданного недуга, на сегодняшний день, пока невозможно. Существует возможность замедлить развитие диабета 2 типа, при помощи специальной диеты и травяных настоев.

Не стоит отрицать, что травяные сборы улучшают самочувствие пациента, понижают уровень сахара, снимают другие симптомы заболевания. Но полностью вылечить диабет, при помощи них, просто невозможно.

Человек, употребляющий чайный напиток, должен придерживаться определенных правил, чтобы добиться положительного результата:

  1. Постоянно контролировать уровень сахара в крови.
  2. Придерживаться, специально разработанной системы питания.
  3. Проходить лечение.
  4. Обследоваться у эндокринолога.

В противном случае, последствия могут быть необратимыми, так как травяной напиток не может заменить инсулин. Специалисты рекомендуют употреблять монастырский чай в качестве дополнения к мероприятиям, которые повышают уровень глюкозы и снижают симптомы заболевания, отказаться от запрещенных для больного продуктов. В результате чего, можно замедлить процесс развития заболевания, при этом, не употребляя лекарственные средства.

Еще раз следует отметить, что такая профилактика поможет только больным 2 типа диабета, так как 1 тип является уже достаточно сложным заболеванием, которое невозможно вылечить простыми травами.

Согласно российскому рецепту монастырский чай от диабета содержит различные травы, обладающие лечебным действием.

  • Шиповник. В состав сбора входят корни и плоды данного растения. Эффект шиповника описан выше, при описании напитка для снижения веса.
  • Душица. Она может заменить некоторые антибиотики и противоаллергические средства, благодаря содержанию аскорбиновой кислоты, эфирных масел и дубильных веществ. Душица обладает ветрогонным, мочегонным, противовоспалительным и укрепляющим действием. В совокупности с другими травами оказывает благотворное воздействие на весь организм.
  • Зверобой. Данное растение уже давно не только используется в качестве народного средства, но и в официальной медицине. Зверобой используют для лечения заболеваний сердца, почек, депрессии, различных воспалений. В нем содержится большое количество дубильных веществ, микроэлементов, витаминов. Некоторые специалисты утверждают, что зверобой способствует уменьшению уровня сахара в крови. Однако научных доказательств этому нет.
  • Черный чай. Обычный черный или зеленый чай, также входит в состав целебного напитка.

В сочетании с полезными травами его положительное воздействие значительно увеличивается.

  1. Черника.
  2. Лечебный мох.
  3. Одуванчик.
  4. Черноголовик.
  5. Лопух войлочный.
  6. Ромашка.
  7. Манжетка.
  8. Чабрец.
  9. Козлятник.
  10. Топинамбур.
  11. Белая шелковица.

Такое сочетание трав и растений позволяет:

  • Укрепить стенки сосудов.
  • Понизить уровень сахара в крови.
  • Ускорить метаболизм.
  • Укрепить иммунитет.
  • Улучшить работу желудочно-кишечного тракта.
  • Сократить избыточный вес .

Важно отметить, что монастырский сбор поможет при сахарном диабете, только в том случае, если больной будет придерживаться определенной диеты, заниматься спортом и обследоваться у своего врача.

Монастырский чай от гипертонии

Чайный напиток поставляется вместе с подробной инструкцией, из которой можно узнать, что монастырский чай от гипертонии помогает полностью избавиться от этого заболевания. Употребление травяного сбора нормализует артериальное давление, укрепляет сосуды, предотвращает возникновение инфаркта и инсульта.

Многие специалисты подтверждают данный эффект чая. Кроме того, в инструкции указано, что напиток позволяет устранить симптомы артериальной гипертензии 2 и 3 степени, при которой уже значительно пострадали стенки сосудов.

Любой специалист, который ознакомиться с составом монастырского чая против давления сможет подтвердить, что он благотворно влияет на сердечную систему, улучшает работу пищеварительной системы и мозговой деятельности.

Монастырский чай от гипертонии

Травы от повышенного давления

В монастырский чай от гипертонии входят следующие лечебные травы:

  • Арония.
  • Шиповник.
  • Душица.
  • Черный чай.
  • Девясил.
  • Боярышник.
  • Зверобой.
  • Пустырник.

Такой травяной состав позволяет избавиться от гипертонии, а также предотвратить различные сосудистые заболевания.

Некоторые люди утверждают, что при постоянном употреблении напитка можно отказаться от приема лекарственных средств, которые понижают артериальное давление. Однако, в случае прекращения употребления чайного напитка, проблемы и симптомы снова возвращаются.

Больные должны понимать, что монастырский чай от гипертонии не способен избавиться от атеросклеротических бляшек на сосудистых стенках, поэтому в любом случае необходимо медикаментозное лечение.

Любой врач знает, как трудно нормализовать артериальное давление и подобрать подходящие лекарственные препараты. Поэтому многие специалисты рекомендуют своим пациентам употреблять монастырский сбор, который способен улучшить состояние пациента.

Сердечный монастырский чай

Производители травяного сбора утверждают, что он позволяет не просто справиться, а избавиться от проблем, связанных с сердечно-сосудистой системой. Пациентам с сердечными заболеваниями прописывают лекарственные препараты, изготовленные на основе растительного сырья, поэтому сердечный монастырский чай способен заменить многие фармацевтические таблетки.

Лечебный сбор позволяет не только укрепить сердечную систему, но и нормализует сердцебиение, давление, а также оказывает общеукрепляющее действие на организм человека. Однако важно отметить, что чайный напиток не способен полностью восстановить сердце, поэтому нужно придерживаться здорового образа жизни и заниматься портом, а чай позволит продлить жизнь пациента. Сердечный монастырский чай состоит из большого количества целебных растений:

Сердечный монастырский чай

Сбор трав для сердца

  • Мелисса.
  • Валериана.
  • Пустырник.
  • Мята перечная.
  • Хвощ полевой.
  • Боярышник.
  • Шиповник.
  • Таволга.

Большинство трав содержатся и в других сборах, поэтому их действие можно узнать из вышеперечисленных травяных напитков.

В сочетании положительное действие растений значительно повышается. В результате чего сердечный монастырский чай является хорошим средством для укрепления стенок сосудов, улучшает работу сердечной мышцы, расслабляет, позволяет избавиться от стрессов, снижает артериальное давление, предотвращает спазмы сосудов.

Монастырский сбор для очистки печени

Монастырский сбор помогает при различных современных заболеваниях. Еще одним преимуществом напитка является помощь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени. Эти органы наиболее восприимчивы к любым воздействиям, то есть они подвержены заболеваниям и быстро восстанавливаются. Возобновить нормальную работу этих органов позволяет монастырский сбор для очистки печени. В некоторых случаях, даже можно отказаться от приема лекарственных препаратов.

Печень является благодарным органом и после окончания вредного влияния быстро подвергается восстановлению. Ее основной функцией является обезвреживание вредных веществ и ядов, но для нормальной работы она нуждается в регулярном очищении. Чайный напиток помогает справиться с небольшими проблемами печени и замедляет процесс развития цирроза и рака.

Если употреблять монастырский сбор для очистки печени при гепатите, то можно прожить еще долгую жизнь, при условии постоянного наблюдения у своего врача. Напиток обладает желчегонным, мочегонным, спазмолитическим и противовоспалительным эффектом. В состав лечебного сбора входят различные растения, которые помогают очистить и восстановить печень.

Монастырский сбор для очистки печени

Сбор трав для очистки печени

  • Череда.
  • Девясил.
  • Спорыш.
  • Ромашка.
  • Бессмертник песчаный.
  • Кукурузные рыльца.
  • Репешок аптечный.
  • Календула.
  • Фенхель.
  • Мята перечная.

Специалисты утверждаю, что для восстановления печени нужно немного времени. Чтобы избавиться от незначительных проблем, необходимо принимать сбор в течение двух недель. Для приготовления нужно заварить травяной сбор (1ч.л) в одном стакане воды. Затем дать настояться в течение получаса. Этого хватить на целый день.

Монастырский сбор для очистки печени обладает следующими лечебными свойствами:

  1. Повышает трудоспособность.
  2. Способствует снижению веса.
  3. Улучшает самочувствие.
  4. Защищает орган от негативного воздействия спиртных напитков, лекарственных препаратов, нездоровых продуктов, переедания.
  5. Замедляет процесс старения.
  6. Устраняет проблемы системы пищеварения.
  7. Улучшает иммунитет.

В сети Интернет можно найти множество положительных отзывов пациентов и медицинских специалистов. Судя по ним, можно утверждать, что монастырский сбор действительно позволяет избавиться от проблем с печенью, улучшить состояние кожи, вывести шлаки, похудеть.

Монастырский чай желудочный

С давних времен людям был известен рецепт травяного напитка, который помогал справиться с заболеваниями желудка. Даже сегодня, многие люди, сначала начинают употреблять монастырский чай желудочный, и если он не помогает, то обращаются к медицинскому специалисту. Справиться с диспепсическими нарушениями, болями в желудке и расстройствами пищеварения позволяет следующий состав сбора:

Монастырский чай желудочный

Сбор трав для желудка

  • Календула. Данное растение является основным в чайном напитке, так как его часто используют для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, так как календула обволакивает слизистую желудка, позволяет избавиться от запоров и заживляет язвочки.
  • Семена льна. Обладают противовоспалительным, обволакивающим и обезболивающим действием.
  • Шиповник. Содержит множество необходимых для организма витаминов и микроэлементов. Способствует улучшению работы системы пищеварения, обладает желчегонным и противовоспалительным эффектом.
  • Зверобой. Данное растение является эффективным средством против изжоги. Также зверобой снижает кислотность в желудке, нормализует секретную функцию желудочно-кишечного тракта и повышает аппетит. Поэтому монастырский чай желудочный также эффективен при дистрофии.
  • Сушеница топяная. Уменьшает болевые ощущения в желудке, спазмы и сокращает воспаления.
  • Мята перечная. Улучшает секреторную функцию желудка, является мощным обезболивающим средством, нормализует аппетит, стул, а также замедляет процессы брожения.
  • Полынь. Улучшает работу пищеварительной системы, убивает паразиты, увеличивает аппетит, способствует увеличению веса при истощении.
  • Хвощ полевой. Нормализует функциональность кишечника, заживляет язвочки, предотвращает развитие новообразований.
  • Тысячелистник. Обладает желчегонным, тонизирующим действием. Улучшает секретную деятельность желудка, уменьшает образование газов. Люди с язвой уже давно знают и употребляют монастырский чай желудочный, так как он является эффективным средством, и справляется практически со всеми проблемами ЖКТ.

Монастырский сбор для очистки печени

Монастырский сбор для очистки печени

Сбор трав для печени

Монастырский сбор помогает при различных современных заболеваниях. Еще одним преимуществом напитка является помощь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени. Эти органы наиболее восприимчивы к любым воздействиям, то есть они подвержены заболеваниям и быстро восстанавливаются.

Возобновить нормальную работу этих органов позволяет монастырский сбор для очистки печени. В некоторых случаях, даже можно отказаться от приема лекарственных препаратов.

Печень является благодарным органом и после окончания вредного влияния быстро подвергается восстановлению. Ее основной функцией является обезвреживание вредных веществ и ядов, но для нормальной работы она нуждается в регулярном очищении. Чайный напиток помогает справиться с небольшими проблемами печени и замедляет процесс развития цирроза и рака.

Если употреблять монастырский сбор для очистки печени при гепатите, то можно прожить еще долгую жизнь, при условии постоянного наблюдения у своего врача. Напиток обладает желчегонным, мочегонным, спазмолитическим и противовоспалительным эффектом. В состав лечебного сбора входят различные растения, которые помогают очистить и восстановить печень.

Монастырский чай желудочный

С давних времен людям был известен рецепт травяного напитка, который помогал справиться с заболеваниями желудка. Даже сегодня, многие люди, сначала начинают употреблять монастырский чай желудочный, и если он не помогает, то обращаются к медицинскому специалисту.

Справиться с диспепсическими нарушениями, болями в желудке и расстройствами пищеварения позволяет следующий состав сбора:

  1. Календула. Данное растение является основным в чайном напитке, так как его часто используют для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, так как календула обволакивает слизистую желудка, позволяет избавиться от запоров и заживляет язвочки.
  2. Семена льна. Обладают противовоспалительным, обволакивающим и обезболивающим действием.
  3. Шиповник. Содержит множество необходимых для организма витаминов и микроэлементов. Способствует улучшению работы системы пищеварения, обладает желчегонным и противовоспалительным эффектом.
  4. Зверобой. Данное растение является эффективным средством против изжоги. Также зверобой снижает кислотность в желудке, нормализует секретную функцию желудочно-кишечного тракта и повышает аппетит. Поэтому монастырский чай желудочный также эффективен при дистрофии.
  5. Сокращает воспаления.
  6. Мята перечная. Улучшает секреторную функцию желудка, является мощным обезболивающим средством, нормализует аппетит, стул, а также замедляет процессы брожения.
  7. Полынь. Улучшает работу пищеварительной системы, убивает паразиты, увеличивает аппетит, способствует увеличению веса при истощении.
  8. Хвощ полевой. Нормализует функциональность кишечника, заживляет язвочки, предотвращает развитие новообразований.
  9. Тысячелистник. Обладает желчегонным, тонизирующим действием. Улучшает секретную деятельность желудка, уменьшает образование газов.

Люди с язвой уже давно знают и употребляют монастырский чай желудочный, так как он является эффективным средством, и справляется практически со всеми проблемами ЖКТ.

Монастырский чай от остеохондроза

Многие специалисты отмечают, что чайный напиток содержит в себе удачную комбинацию лечебных растений. В результате чего монастырский чай от остеохондроза улучшает работу суставов, стимулирует приток крови к проблемным местам, улучшает обменные процессы.

Кроме того, напиток обладает обезболивающим эффектом и улучшает самочувствие больного. Поэтому медики рекомендуют после массажных процедур выпивать монастырский травяной сбор.

Важно отметить, что напиток является лишь дополнением к стандартным процедурам. Наивно полагать, что употребление сбора, без каких-либо мероприятий поможет избавиться от проблемы.

Люди, которые употребляли чайный напиток в течение месяца, отмечают, что межпозвоночная грыжа проходит. Однако такому утверждению нет научных доказательств, так как напиток не является волшебным средством.

Чтобы избавиться от грыжи, необходимы комплексные мероприятия, а в некоторых случаях требуется хирургическое вмешательство. На просторах интернета, сегодня можно найти два рецепта травяного сбора, который помогает избавиться от проблемы.

Первый – это российский монастырский чай от остеохондроза, в его состав входят следующие растения:

Монастырский чай от остеохондроза

Сбор трав от простатита

  • Зверобой.
  • Тысячелистник.
  • Почки сосны.
  • Шалфей.
  • Багульник.
  • Брусника.
  • Листья березы.
  • Лопух.
  • Горец.
  • Девясил.

К травяному сбору прилагается подробная инструкция по приготовлению напитка. Его рекомендуется употреблять в течение дня вместо обычного чая. Заменить это средство способен только уникальный крем для больных суставов.

https://aif.ru/society/religion/svyatoy_biznes_chto_izgotavlivayut_i_prodayut_v_monastyryah
https://monastirskiy-chay.jimdofree.com/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: