Советская кофемолка: известные модели, раритетные кофемолки

 

Советская кофемолка

кофемолки сделанные в ссср

кофемолки сделанные в ссср, гжель

В Советском союзе был кофе и самые известные кофемолки того времени — это кофемолки «Страуме» и «Микма».

Кофемолка «Страуме»

Кофемолка «Страуме» производилась в Латвии, на одноименном заводе.

В 1965 году мелкие предприятия на 22 производственных площадках решено было объединить. Предприятию требовались новое помещение под одной общей крышей. Визит председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина на завод стал определяющим и вскоре из центра поступило решение о строительстве нового завода-гиганта.

В 1969 году была вбита первая свая нового завода «Страуме». Первая очередь была сдана в 1974 году. Весь завод открыли в 1976 году. В новые производственные цеха площадью в 25 000 квадратных метров было вложено очень много денег. Взамен «Страуме» должен был выпускать ежегодно товаров свыше 25 миллионов рублей.

Этот многопрофильный завод выпускал свыше 220 видов бытовой и другой техники. Однако, бывшие работники завода считают, что самым успешным товаром была кофемолка.

Кофемолка «Страуме» выпускалась двух видов: на 30 и 50 граммов кофе. Маленькая кофемолка во время СССР стоила 12 рублей, а большая — 13,5 рублей.

Технологию украсть на западе не получилось. Поэтому инженеры завода разработали это устройство с нуля, сперва полностью разобрав кофемолку «Браун» из ГДР, и признав ее неудачной из-за ее веса и неудобства.

Главным разработчиком этой кофемолки был инженер и по совместительству популярный в Латвии джазовый музыкант Леонид Нидбальский.

кофемолки сделанные в ссср

«Страуме» была новая модель кофемолок. Сразу ставшей популярной кофемолку стали продавать заграницу и львиная доля устройства экспортировали в социалистические страны. Даже немцы предпочитали своим «Браунам», советские бытовые приборы. Простые, долговечные и с удачным дизайном кофемолки превратились в очень востребованные устройства.

Для самих граждан СССР кофемолка «Страуме» была недоступной. Поэтому жителей популярность «Страуме» не радовала. Кофемолки появлялись в торговых точках только изредка и маленькими партиями. Товар чаще всего продавался из-под полы. Следовательно, кофемолка превратилась в лучшего сувенира. Как вспоминают сотрудники завода, это был ценнейший предмет бартерных сделок. Взамен на кофемолку получали на рижском молочном комбинате ящик шоколадных сырков, на заводе «Дзинтарс» — духи, а на Пищеторге — бутылку коньяка «Арарат».

Продукция «Страуме» выпускалась из огромного количества привозного сырья из советских республик. Сердцевину кофемолки, то есть двигатель (в народе — мотор) в Латвии не делали. Попытались запустить на заводе сборку двигателей для кофемолки и миксера, с этой целью даже договорились с Японией о закупке техники на сумму 30 миллионов рублей. Интересно, что на территории завода с производственными цехами площадью в 25 000 квадратных метров не хватило площадей для нового цеха двигателей. И поэтому договор не подписали. К тому же не хотели поставщика двигателей — завод электродвигателей в Виннице на Украине лишить работу и оставить без работы 1500 человек. В случае покупки японского цеха завод в Виннице стал бы банкротом.

Следует отметить, что на самом заводе «Страуме» работали 2300 человек. Однако, в 1990 году отметив свое столетие, завод-гигант в Задвинье с филиалом в Гулбене в Латвии, через пару лет закрылся.

Ставшие к тому моменту независимыми государствами бывшие советские республики закрыли границы, нарушились производственные связи и перестали поставки и закупки. Оставшись без поставок нужных материалов и с трудом конкурируя с зарубежной продукцией, завод канул в лету. Таким образом исчез рижский производитель бытовых приборов, знаменитый в первую очередь благодаря своим кофемолкам, считавшиеся визитной карточкой завода «Страуме». Такие приборы до сих пор хранятся во многих семьях.

Завод установил рекорд в 1986-1987 годы, когда выпустил 1 300 000 кофемолок в год.

Но вскоре дело пошло на спад. Причин угасания было много. Совершенно уникальный по разнообразию своей продукции огромный завод в независимой Латвии выжить не сумел. Историю знаменитой кофемолки завершила нетолько развал СССР. Люди просто перестали покупать кофе в зернах. В магазинах появилось много готового молотого кофе. Необходимость перемалывать кофе в домашних кофемолках постепенно угасала, а теперь такой техникой пользуются чаще всего гурманы.

Однако кофемолки «Страуме» по-прежнему лежат в наших кухонных шкафах. Это дань прошлому, потому что вещь, за которой тридцать-сорок лет назад гонялись все, рука не поднимается выбросить. Еще это дань будущему. Авось еще пригодится кофемолочка!

Электрокофемолка ЭКМУ

Еще одна из кофемолок времен СССР это электрокофемолка ЭКМ-3У (Алмаз).

ЭКМ расшифровывается как электокофемолка, а буква «У» обозначает «ударного действия». Принцип действия заключается в том, что кофейные зерна засыпаются в бункер, где вращающиеся лопасти на большой скорости измельчают и разбивают их. Представляет собой цилиндрическое устройство с прозрачной крышкой. Кофемолка начинала работать при нажатии на крышку. Цена изделия 13 рублей 50 копеек. Кофемолка выпускалась под «Знаком качества» государства.

ЭКМУ 50

Конструкция этой электрокофемолки была очень удачной, надежной и простой. Измельчают на них не только кофе, но и зерна черного перца и прочие вещи. С измененным дизайном их выпускают и сейчас разные производители.

Краткие характеристики ЭКМ-3У:

Напряжение 220 В, переменный ток, 50 Гц

Потребляемая мощность 120 Вт

Масса зерен кофе 50 г

Время размола 45 с

Масса устройства около 0,8 кг

II класса защиты

Чертеж электро кофемолки

Чертеж электро кофемолки: 1 — электродвигатель, 2 — стальной бункер, 3 — лопасти ножа, 4 — крышка, 5 — кнопка включения и выключения, 6 — шток кнопки.

Схема электрическая электрокофемолки

С1, С2 и С3 — конденсаторы, L1 и L2 — дроссели, S1 — контакты кнопки включения/выключения.

Кофемолки «Микма»

Еще одна широко известная советская марка это кофемолки МИКМА выпуска Московского завода «Микромашина». Завод выпускает бытовую технику с 1979 года под маркой «Микма».

Микма 201

Завод был основан в 1923 году и в советское время входил в объединение «Союзэлектробытмаш», несколько раз менял название.

Кофемолки, выпускаемые заводом «Микромашина» тоже живут и поныне во многих домах. Электрокофемолки «МИКМА» за безотказную службу стали любимицами сотен тысяч семей в Союзе вот уже несколько десятилетий.

В постсоветское время выпуск кофемолок периодически возобновлялся, часть товара завод заказывал в Китае.

В 2016 году после нескольких лет перерыва в производстве завод снова стал выпускать обновленную и доработанную модель кофемолки.

«Микромашина» в настоящее время выпускает электрокофемолку в виде матрешки, а также модель ИП-30 в обновленном дизайне и с 2016 года новую модель из серии легендарных кофемолок под маркой «МИКМА ИП-33».

В интернете можно найти и многие другие советские модели, которые выставлены на продажу как ретро кофемолки. Среди них встречаются кофемолки в рабочем состоянии, несмотря на то, что СССР уже давно нет.

Выполняем ремонт кофемолки своими руками

Современные кофемолки, без сомнения, надежны и производительны, однако рассчитаны на конкретные задачи. Например, кофемолке может понадобиться ремонт, если в ней измельчат сахар вместо кофейных зерен. Другие модели, особенно производства Bork и Бош, страдают от проникновения влаги в зону вала мотора. Но в любом случае, если двигатель не сгорел, можно починить устройство своими руками.

Технология разборки

Различают два типа устройств:

  • ножевые кофемолки;
  • жерновые мельницы.

Последние имеют отдельный алгоритм разборки мелющего механизма. Ответ на вопрос, как полностью разобрать кофемолку жернового типа, зависит от конкретной модели устройства. Общая схема одинакова. Конические ножи мельницы крепятся на приводной вал тремя-четырьмя болтами. Открутить их несложно. Однако при обратной сборке нужно тщательно следить за тем, чтобы головки полностью вошли в посадочные места.

Важно! Если собрать мельничное устройство, не затянув болты, можно сжечь кофемолку, либо постоянно находить в помоле мелкую металлическую пыль из-за того, что выступающие головки крепежа выступают в зону движения мелющего механизма.

Несмотря на то, что есть несколько стандартизированных типов кофемолок и принятых схем компоновки самих устройств, изделия разных брендов разбираются, зачастую, по уникальному алгоритму. Например, у компании Бош в одной серии есть модели с отличными друг от друга методиками разделения деталей.

Старые советские кофемолки

Советские кофемолки до сих пор активно используются в множестве домов. Они просты и надежны. Самой распространенной моделью является кофемолка 3ММ. Ее приходится разбирать не только для ремонта. Эта же операция нужна для регулярного профилактического обслуживания устройства.

кофемолка ЗММ

Советская кофемолка ЗММ

  1. Чтобы разобрать 3ММ, потребуется снять нож, это делается отверткой. Нужно выкрутить шлиц внизу детали.
  2. Шайбу, размещенную под ножом, на пол-оборота поворачивают в любом направлении. Сделать это можно ключом или обычными пассатижами.
  3. После поворота шайбы можно снять стакан и подстаканник.
  4. Снимается удерживающая шайба, установленная на оси.
  5. Пластина находится в цилиндрической резьбе. На деталь нажимают и вращают против часовой стрелки. Планку нужно утапливать и крутить одновременно с блокиратором до освобождения деталей.
  6. Чтобы освободить выключатель, необходимо отогнуть пластину пружинного фиксатора.
  7. Снимают грязезащитную шайбу.
  8. Чтобы освободить двигатель, необходимо отодвинуть кольцевую деталь. После этого открывается доступ к фиксирующим винтам, которые нужно выкрутить.

После этих операций можно вынуть двигатель.

Совет! Самая сложная работа при разборке 3ММ — снятие ножа. Чтобы не повредить шлиц фиксатора, рекомендуется брызнуть на соединение проникающей жидкостью WD40.

ЭКМУ ИП30 МИКМА

Еще одна распространенная советская модель ЭКМУ50 разбирается по тому же принципу. А вот изделие ЭКМУ ИП30 МИКМА предусматривает другой алгоритм действий. Он отличается после снятия шайбы удержания. Планку не выкручиваю, а только сдвигают вбок, немного приподняв. Далее:

  • отсоединяют проводник, это можно сделать после того, как элемент вытянут из корпуса пускателя немного вправо;
  • вынимается мотор, сальник на валу удаляется;
  • демонтируются резиновые амортизаторы;
  • снимается фиксирующая кнопку подпружиненная пластина (вынимается из паза).

После этого достаточно открутить пару саморезов, накрытых резиновым кольцом внизу корпуса, чтобы снять кабель питания.

Есть в линейке изделий бренда кофемолка, справиться с которой способен даже ребенок. Это МКМ6003. Для того чтобы разобрать модель, нужно всего лишь открутить нож вращением по часовой стрелке. После этого ослабляют фиксатор сетевого шнура и вытаскивают двигатель.

Есть изделия бренда, разобрать которые в одиночку практически нереально. Например, MKM6000. Для нормального проведения работ понадобится вторая пара рук. Или слесарные тиски с большим расстоянием фиксации между губками.

Машинку фиксируют строго горизонтально. Затем отверткой и ножом нужно освободить фиксаторы, удерживающие дно. Инструмент загоняют в линию соединения деталей в зоне сетевого шнура. Последовательно перемещаясь по щели, отжимают защелки. Делать это нужно аккуратно, так как деталь дна является силовой, она удерживает двигатель на своей позиции.

Советы по разборке

Не стоит думать, что все кофемолки разбираются сложно. У большинства достаточно разобрать корпус, вывинчивая несколько саморезов. Однако думать о крайней простоте процесса также не стоит. Если что-то пошло не по плану, рекомендуется поискать информацию по правильной разборке.

У BORK J700 есть секретик: нужно удалить ручку регулятора степени помола, чтобы получить доступ к плате управления. Тонкость есть и в последовательности разборки кофемолки Элмаз. Ее дно нужно вначале повернуть в плоскости, а только затем снять выниманием из зацепов.

кофемолка Элмаз

Типичные неполадки и способы их устранения

Для ремонта двигателя или определения его работоспособности необходимы мультиметр и знания о том, где измерять сопротивления обмоток. Поэтому коснемся только относительно легких неполадок, которые можно устранить даже при наличии минимальных навыков работы с инструментом.

Поломки силового кабеля и отказ блокировки

Переломленный силовой кабель виден невооруженным глазом. Но если место перегиба находится близко к корпусу, можно выявить поломку, просто пошевелив провод. Если аппарат начал подавать признаки жизни – значит, придется менять кабель.

Отказ блокировки происходит из-за засорения нажимного механизма (находится на линии паза крышки) или отсутствия нажима внутренней пластины. Проверить блокировку просто – нажмите на выступающий пластиковый элемент тонкой отверткой. Если при определенном положении кофемолка оживает, нужно ее разобрать и устранить загрязнения.

Аппарат не запускается

Причин может быть несколько: от обрыва кабеля внутри (для ликвидации такой проблемы понадобятся навыки работы паяльником) до выхода из строя двигателя. В этом случае проверка потребует специальных знаний. В данном случае ремонт экономически неэффективен, требуется перемотка или покупка нового двигателя, зачастую проще и дешевле купить новую кофемолку.

Нож крутится неравномерно, резко снижаются обороты при росте массы помола

Одна из причин – частичный выход из строя двигателя, перегорание одной из обмоток. Ремонт может стать проблемой. Потребуется диагностика, перемотка или дорогостоящая замена.

При работе есть запах гари, натужный звук двигателя

Самая распространенная причина – загрязнение и окисление подшипников или втулок скольжения. Данная проблема весьма часто наблюдается у кофемолок Bosch серии 6000. Для ликвидации загрязнения нужно тщательно разобрать устройство, проверить легкость скольжения всех блоков, смазать подшипники. У моделей Bosch 6000 делается следующее:

  • с вала (верхней части) снимается скользящая втулка;
  • вал обрабатывается спиртом;
  • при явных признаках коррозии она удаляется при помощи специальных средств или WD 40.

Вал можно обработать шкуркой-нулевкой, действовать нужно аккуратно. Процедура, показанная на следующем видео, не относится к разряду часто используемых. При усердии и постоянном повторении обслуживания такого рода можно изменить зазор в скользящей втулке, что приведет к неполадкам разного рода.

Разборка и ремонт кофемолки VITEK

Изделия бренда не отличаются сложностью. Они достаточно надежны. Однако не блещут информативностью. При возникновении поломок устройство просто не включается. Для проведения диагностики и ремонта машинку нужно разобрать. Это делается по следующему алгоритму.

разборка кофемолки vitek

  1. Положив корпус набок, на дне проворачивают и снимают кольцевой регулятор.
  2. Деталь дна снимается с корпуса. Это делается отверткой, отжимая защелки (4 штуки).
  3. Снимаются кольцевые контакты в виде единого блока с кабелем питания. Он освобождается вывинчиванием фиксирующих саморезов.
  4. Открывается доступ к фальшдну, защищающему двигатель и плату управления. Деталь снимается после вывинчивания креплений-саморезов.
  5. Провода внутри тесного корпуса достаточно короткие. Их рекомендуется освободить от платы, разомкнув соответствующий разъем при помощи тонкой отвертки.
  6. Освобождаются и другие соединения на разъемах. Это нужно сделать для большей свободы оперирования. Рекомендуется тщательно запоминать положение проводных трасс или фотографировать их позиции перед отключением.
  7. Платы вынимаются из корпуса.
  8. Откручивается нож движением по часовой стрелке. Чтобы это сделать, придется зафиксировать вал мотора. С обратной стороны на нем предусмотрен шлиц под прямую отвертку.
  9. Мотор вынимается из корпуса.

кофемолка в разборе

В финале разборки с ротора снимается блок дополнительных деталей. Здесь важно запомнить их положение, а также порядок размещения.

Обслуживание двигателя

Мотор кофемолки проверяется: ротор пробуют вращать пальцами. Если сделать этого не получается, двигатель придется разобрать для полной чистки и смазки. Но даже если ротор вращается свободно, рекомендуется нанести немного силиконовой смазки на втулки.

При этом вал нужно вручную подвигать вверх-вниз. Это позволить смазке проникнуть вглубь втулки. Обслуживание двигателя заканчивается проверкой состояния щеток. Если они чрезмерно короткие, детали заменяют.

Типовой ремонт при утере контакта

Проверка работы электроцепей начинается с блока контактов подошвы. Для этого его включают в сеть. Применяя мультиметр или указатель напряжения, следует убедиться, что на контактах есть 220В. Это укажет на исправность узла.

проверка напряжения

Проверка при помощи указателя напряжения

Затем проверяют концевик безопасности, блокиратор случайного пуска. Это небольшой микропереключатель. Следует проверить его нормальную работу при помощи мультиметра или иного прибора. При нажатии на концевик должно происходить замыкание цепи.

Двигатель проверяется после подключения платы управления. Последняя вставляется в штатное гнездо корпуса. Двигатель укладывается на стол рядом, его контактный разъем соединяется с платой управления.

Чтобы осуществить пуск, следует вручную замкнуть концевик безопасности. Делать это пальцами не стоит, так как при замыкании обмоток двигателя можно получить удар током.

Удобнее всего упереть на головку микропереключателя пластиковый шток или другой подходящий предмет. Затем в блок контактов вставляется шнур питания, подключается соответствующая гребенка платы и проверяется, поступает ли напряжение на двигатель. Это делается указателем. Один щуп устанавливается на общий провод, другой на выход концевика безопасности.

проверка напряжения двигателя

Проверка напряжения двигателя

Если напряжения на двигателе нет, стоит протестировать шлейф, идущий от подошвы, надежность контактов в гребенке. Чтобы проверить двигатель, требуется соединить отдельным проводом контакт общей линии платы (на разъеме) с соответствующей клеммой мотора. Затем делают (при нормальном состоянии цепей):

  • вставляют вилку питания в розетку;
  • выбирают регулятором помол;
  • на плате должен загорится соответствующий светодиод;
  • нажимают кнопку ПУСК;
  • двигатель запускается.

Если на каком-то этапе этого процесса возник сбой, становится понятно, где искать его причину. В цепях передачи напряжения на плату или двигатель. Стоит пошевелить разъемы. При необходимости нужно пропаять их контакты на плате управления.

Пайка контактов

В самом сложном случае придется тестировать двигатель. Это можно сделать стандартными способами при помощи мультиметра. При обнаружении межвиткового замыкания или обрыва обмоток двигатель придется менять или перематывать.

После успешного ремонта электроцепей кофемолку собирают. Это делается в обратном порядке по описанному выше алгоритму разборки.

Заключение

Самостоятельный ремонт кофемолки может проводиться периодически. К процедурам обслуживания относится смазка и очистка загрязнений. Чтобы не допускать возникновения аварийных ситуаций, не следует эксплуатировать кофемолку в режимах, не рекомендованных производителем. Например, молоть сахар в пудру, измельчать травяные приправы, обрабатывать большие массы помола. Каждая техника имеет свои правила эксплуатации и если не нарушать их, устройство будет работать долго и безотказно.

https://coffeesite.kz/oborudovanie/sovetskaya-kofemolka
https://tehnika.expert/dlya-kuxni/kofevarka/kofemolka-remont-svoimi-rukami.html

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *